27 июля 2015 г.

"Посиделки". Фильм Лукино Висконти "Невинный" часть 1.

В Центре «Осознанное внимание» проходят «Посиделки», на которых мы делимся мыслями, чувствами, ассоциациями, которые вызвал просмотренный фильм. Встречи проходят дистанционно, по скайпу каждую среду в 20.00.

Более подробно о «Посиделках» и как принять в них участие можно почитать здесь http://online.o-vni.ru/2015/06/blog-post.html

Предлагаю Вашему вниманию фрагменты встречи, посвященной обсуждению мыслей и чувств, которые вызвал фильм Лукино Висконти «Невинный».


Сюжет фильма:
Граф Туллио Эрмиль считает себя "человеком без предрассудков", свободным от обязательств, живущим только для своего удовольствия. Ради такой же "женщины без предрассудков" Терезы Раффо он пренебрегает своей кроткой любящей женой Джулианой. Но когда брошенная им жена заводит роман, Тулио не может с этим смириться, и вседозволенность оборачивается против самого Эрмиля, не справившегося со своей "ролью".

***
— Я до конца фильма думала, что жена тоже в игре.

— Сцена в церкви. Мне кажется, что жена поняла, что ее ребенка могут убить, и она не встала, не пошла. Это вызвало подозрение, что она хотела, чтобы ребенок остался жить. Она не все сделала, что могла, чтобы это не произошло. Это я поняла по взгляду ее, испуганному, но в то же время она продолжала сидеть. Я бы на ее месте увидев, что кормилица пришла, вскочила бы и побежала к ребенку.

Она не могла это сделать, так как была вынуждена продолжать свою игру внешнего безразличия.

— Когда у тебя есть намерение спасти ребенка, то ты выходишь из игры.

Я понимаю, что ты сейчас говоришь о себе. Но давай посмотрим на сюжет. У жены был выбор – сразу уйти от мужа с еще не родившимся ребенком и тогда, учитывая тот век, в котором происходит действие, ребенок бы остался без имени и может быть даже и без средств к существования. Второй вариант – остаться с мужем и играть по правилам мужа. Но тогда ребенок будет иметь и имя и все необходимое. Она выбрала второе. 

— Может быть, но я не согласна с ее выбором.

***
Не могу сказать, что фильм меня впечатлил. Не один из персонажей у меня не вызвал сочувствия. У меня тоже сложилось ощущение, что жена ценой жизни этого маленького ребенка, пыталась что-то сохранить (положение, статус, любовь мужа). И это вызывало жуткий протест. Для меня эта цена неприемлема.

— Все герои были вялые, полуживые, не проявляющие чувств. Не понятно было, что они чувствуют. Не понятно, кто что хочет, кто к кому как относится. Жену мне было не жалко. Я не видела и не ощущала, что она как-то защищает своего ребенка, что она боится за него, что он ей вообще нужен. Только под конец, когда она уже сказала, но до этого вообще не было заметно ее чувств. Может она просто боялась мужа, я не совсем здесь поняла. Жена изначально не установила свои границы и позволила мужу делать все, что он хочет.

Ты очень хорошо заметила, что границы не были установлены изначально. Вернее были его правила: он может делать все, что хочет. И когда она пыталась что-то возразить, он ее ставил на место, напоминая, что они так изначально договорились и она с этим согласилась.

***
Тулио: Брак нельзя разрушать даже ценой собственного унижения. Ты удивительная женщина. И хотя моя любовь к тебе ослабла, что неизбежно, привязанность и уважение стали еще сильней. Я люблю тебя и уважаю, как любимую сестру, без которой не могу обойтись. Ты вправе меня бросить, но это причинило бы мне боль. Поэтому останься, помоги мне.

Посмотрите в своей жизни, как часто вы попадаете в позицию «жертвы», когда манипулируют вами, говоря о том, что ваши действия могут причинить боль.

— Я научилась обращать внимание на свои ощущения и практически уже не поддаюсь на подобные манипуляции.

— А я сейчас себя поймала на мысли, что мне часто так говорил муж. Но я задумалась не об этом, а о том, что наверно сейчас такая фраза, сказанная в мой адрес, вызовет у меня некий ступор, если я попытаюсь выставить границы, а человек будет говорить о том, что это причинит ему какие-то внутренние страдания. Я понимаю, что этим можно манипулировать, но меня это зацепит. Получается, что мне нельзя причинять другому боль.

Я тебя правильно услышала, что если вдруг тебе скажут, что твои действия могут причинить боль, и ты напугаешься и пойдешь на поводу?

— Да. Если человек для меня очень значимый и близкий.

Ты будешь страдать, терпеть, насиловать себя ради того, чтобы другой человек…

— Вот не знаю. Сейчас прямо задумалась. Понятно, что я так себя вела раньше и это была моя кнопка, на которую всегда очень активно нажимали. Это как из того отрывка, что ты привела из Баха: где та граница у меня? Надо разбираться.

Это очень важно определить свои границы, и мы сегодня как раз это и будем делать.

— А я сейчас вспомнила, как мы на курсе «Развитие осознанного внимания» разбирали, что такое манипуляция и до меня никак не доходило. Сейчас я это уже четко понимаю, но тогда я не могла понять, как можно манипулировать человеком, которого ты любишь. Когда ты любишь человека искренне, то ты находишь с ним точки соприкосновения, договариваешься, но не манипулируешь им. Я считаю, что манипуляция и любовь – это совершенно противоположное. Когда я увидела в фильме, как они там друг другом манипулируют, то понятно сразу становилось, что никто там ни кого не любит. Каждый из них пытается с помощью манипуляции чего-то получить. Не верю я жене, которая не спасла своего сына.

Не веришь чему?

— Тому, что она до конца готова была его спасти. Меня сцена в церкви очень сильно задела. Я бы не выдержала и сорвалась, и побежала бы к ребенку, уже наплевав на все. Она заигралась и уже потеряла грань реальности.

***
— Жена нашла для себя выход – подыгрывать и подыгрывает. Мне это не близко, но видимо другого выхода она не видела.

Да, мы смотрим со своей позиции. А если посмотреть с позиции того времени, то у нее по большому счету и не было другого выхода или вернее, она его не видела.

— Да, ты абсолютно права. Что она могла? Незаконно рожденный сын тогда получается. И ни какого будущего. А она за его будущее переживала. Но все равно, момент, который меня озадачил, это когда любишь своего ребенка, уже плюешь на все, просто рвешься в бой, главное спасти его. Поэтому этой точки мне не хватило. А то, что она играла в эту игру, чтобы его спасти, я совершенно в это верю.

— Да, Татьяна, когда ты мне сказала, что мы о себе говорим, у меня сначала было сопротивление, но вы развили эту тему, что это другой век. И я точно говорю о себе, потому что в моей шкатулке инструментов взаимодействия с другими людьми больше. Я свободнее, чем эта женщина, благодаря нашей работе. Но я тоже очень часто выбираю именно подстроиться. И вот с ее точки зрения, как она общалась, как с людьми взаимодействовала, видимо действительно это был оптимальный вариант для нее – остаться в церкви, не встать, не показать, что она на самом деле чувствует. Она спасала ребенка так, как могла и как умела. Других вариантов она не видела. И, к сожалению, не получилось у нее это сделать. Я ее не оправдываю и не виню, но уже понимаю. У нее просто нет инструментов, как еще можно себя вести. У меня тоже раньше было мало инструментов, и я шла в каком-то узком коридоре и считала себя жертвой.

***
Хочу вам напомнить сюжет, когда Тулио положил газету, в которой была заметка о смерти Филиппа, на поднос, который несла к Джулианне прислуга.

— Это мощнейший момент был, он хотел посмотреть на ее реакцию.

Если бы вы "присоединились" к Джулианне, то могли бы почувствовать то, что она испытывала. И как она себя сдерживала. И только тело ее выдавало. Это как нужно себя постоянно внутри ломать… Но это не осознанность, а постоянное подавление в себе любых чувств, чтобы соответствовать ситуации.

— Да, она держалась изо всех сил, потому что у нее была задача – не показать своих чувств.

— Я знаете, что поняла, то что я проживала в своей жизни большинство ситуаций, которые проживала жена. Поэтому с самого начала фильма, когда смотрела на нее, у меня отключались чувства. Это то же самое, как я делала сама в своей жизни.

Она мне тоже показалась такой бесчувственной по сути. А вот ты, Татьяна, сейчас сказала про подавление и я поняла, что присоединяясь к ней, я напрочь отключала все чувства. Я чувствовала то, что чувствовала тогда, т.е. ничего. Для меня главное тогда было – ничего не чувствовать.

И этот момент с газетой. Я так ждала, что он услышит какой-нибудь крик. И когда он зашел, а она просто молча сидит и все в себе сдерживает… Я помню это ощущение распирания в груди, когда все там внутри зажато и ты не можешь этого показать. И это бесчувствие потом распространяется вообще на все, на все чувства. Это и сыграло у нее свою злую шутку в плане отношения и к ребенку. Ей автоматом приходилось отключать и материнские чувства. Если бы она хотя бы это позволяла себе чувствовать, я думаю, что трагедии бы не произошло.

Она была "выключенная".

— Да, я знаю, как это.

Помните ее панические атаки? Ее тело уже говорило, что дальше просто нельзя.

— И то, что она ему в конце прокричала, что ненавидит его, это как раз то, все накопившееся…

Она не кричала, она практически шипела.

— Да, даже в тот момент ее клапан открылся не до конца и все выходило, как через дырочку какую-то. И я понимаю эту бурю чувств, у нее все смешалось.

К сожалению, она не кричала, она все еще находилась в том состоянии, что нельзя выражать свои чувства.

— После этого обсуждения я тоже поняла, почему я ничего не чувствовала, когда смотрела фильм. Я не обратила внимания, что она подавляла свои чувства. Для меня это открытие, что она именно подавляла. В принципе, я так же себя иногда веду. У меня есть убеждение, что неприлично кричать, неприлично бурно выражать свои эмоции. Это не хорошо.

И идет подавление. Так?

— К сожалению, да.

Продолжение следует…
============
Если Вас заинтересовала такая форма внутренней работы, приходите на «Посиделки» в Центре «Осознанное внимание».

Более подробная информация о том, как принять в них участие по ссылке http://online.o-vni.ru/2015/06/blog-post.html

Так же Вы можете поделиться своими мыслями и чувствами по поводу данного фильма на форуме Центра «Осознанное внимание» (Общий форум – «Посиделки» в онлайн-гостиной – Фильм Лукино Висконти «Невинный») http://ovinfo.ru/forum/posidelki.html

С уважением, Татьяна Ушакова, руководитель Центра «Осознанное внимание».
 
«Посиделки». Фильм Лукино Висконти «Невинный». Часть 2
«Посиделки». Фильм Лукино Висконти «Невинный». Часть 3
 



0 коммент. :

Отправить комментарий