Сюжет фильма:
«Некоторые люди очень ясно слышат свой внутренний голос, и живут так, как он им подсказывает. Такие люди сходят с ума. Или становятся легендами». Так начинается история семьи Ладлоу — стремительный и романтический рассказ о трех братьях, их отце и молодой и неотразимой женщине, которая роковым образом изменяет жизнь каждого из них.
***
Моменты, на которые я хочу обратить ваше внимание, так как они будут важны для дальнейшего обсуждения.
Разговор Сэмюеля с Тристаном, когда Сюзанна играла с Альфредом в теннис. Разговор идет в доверительном ключе, в несколько шутливой, но в любящей форме. Таких разговоров нет между Альфредом и другими братьями.
Хотела сказать об индейце, так как это важно для дальнейшего обсуждения.
На вопрос Сюзанны про индейца: «Говорит ли он по-английски», Альфред отметил, что индеец не унизится, чтобы говорить по-английски. Это ключевая фраза, к которой мы дальше обязательно вернемся.
Сыновья собираются на войну по инициативе Сэмюеля. Альфред его поддерживает. Тристан понимает бессмысленность этой затеи, но поскольку он ответственен за младшего, он отправляется вместе с ними.
Еще раньше Сюзанна просила Тристана «не дай ему уехать», на что Тристан ответил, что это невозможно и обещал позаботиться о нем. В этот момент их замечает Альфред и у него зарождается недоверие к Тристану и отношение, что он подставляет младшего.
Момент когда сыновья прощались с отцом. Отец по очереди подзывает к себе братьев.
Альфреду он говорит, чтобы тот берег себя. Следующий по очереди Тристан, но он подталкивает младшего – Сэмюеля. Отец – Сэмюелю: «Вернись сам, это меня больше порадует». Отец – Тристану: «Береги Сэмюеля».
***
Если посмотреть на наши социальные отношения, получается, что мы сначала передаем ответственность, и если человек с ответственностью не справляется, назначаем его виноватым. И не можем простить. Это было очень хорошо показано в фильме в отношениях Альфреда и Тристана.
Помните такие моменты в своей жизни?
— С моим образованием. Я возложила ответственность на своего мужа, что он лучше разбирается и мне посоветует. Он посоветовал, мне это не понравилось, но я последовала ему совету и получила образование. В результате не смогла найти работу по специальности, и негатив весь ушел на мужа. Это очень яркий пример. Я сделала то же, что и Альфред.
***
По вашему мнению, почему Тристан, после того, как вернулся с войны, снова ушел? Этот уход индеец назвал «зовом сердца».
— Потому что, мне кажется, он себя не простил за смерть брата. И его это сводило с ума. И он уехал.
— Он продолжал жить в этом чувстве вины?
— Да, продолжал. Потом ему стало до того плохо. Он даже один раз проснулся и ножом замахнулся на Сюзанну. Может быть, он подумал, что стал опасен в таком состоянии для близких, и уехал.
— Ты считаешь, что это было сознательное решение?
— Наверно.
— Кто-то обратил внимание, что спровоцировало его уход?
Хорошо, вспоминайте момент, когда он увидел теленка, запутанного в проволоку.
— Да-да-да.
— Это было повторение того, что произошло с Сэмюелем. Он снова остро пережил чувство вины. В начале обсуждения кто-то из вас сказал, что он жил по зову сердца. Разве это был зов сердца? Скорее это было бегство от самого себя, желание освободиться от гнетущего чувства.
— Я обратила внимание, что когда он теленка этого распутывал, можно было спокойно это делать. А он же все делал на эмоциях. Он дергал эту проволоку, причиняя еще большую боль теленку. Мне кажется, что он сделал то, что считал, что он сделал с Сэмюелем – не спас его. Я еще про себя подумала, что если бы я там была, я бы сначала успокоилась, распутала и прожила бы альтернативную ситуацию. Вот он запутался, а я его спасла.
— Это если включить сознание. Но он действовал на эмоциях. Он их не сдерживал. И пережив снова смерть, но уже теленка, это спровоцировало его отъезд. Чувство вины погнало его в дорогу.
Когда мы живем с чувством вины, любой намек на похожесть ситуации, которая и вызвала чувство, будет усиливать его.
Можно сказать, что он действовал по зову сердца, но в действительности им управляло чувство вины.
Я понимаю, что сейчас разрушаю ваш романтический образ Тристана…
— Из чувства вины. Да, у меня нет четкого понимания, что такое зов сердца. Я почему-то думала, что зов сердца – это когда ты делаешь, что хочешь. Он хотел убежать и убежал. Он не стал думать «как она без меня будет жить» и т.д.
— Он жил в чувстве вины. Эти переживания были для него важнее, чем переживания отца, который его любил, и Сюзанны, которая тоже его любила. Вы считаете, что он побежал по зову сердца?
— Вот интересно, а что такое «зов сердца»?
— Я у тебя и спрашивала, что ты под этим подразумевала. Ты взяла в самом начале фильма эту фразу индейца и смотрела весь фильм в этом контексте, не понимания, что же есть «зов сердца». И решила, что любые проявления Тристана и есть зов сердца. Но мы сейчас разобрали, что это были действия из чувства вины. Чувство вины из-за того, что он не справился с той ответственностью, которую он взял и которую на него возложили.
— Тогда получается, что когда живешь по зову сердца, ты все-таки свободно действуешь. А когда ты действуешь из чувства вины, ты не свободен. Ты реагируешь.
— Да. У него была реакция на ситуацию, которая напомнила смерть брата.
— Получается замкнутый круг? Альфред скинул ответственность на Тристана и подогревал чувство вины. И Тристан уходил в это чувство.
— Альфреду хотелось, чтобы Сюзанна была с ним. А обвинения Тристана способствовали разрыву их отношений. Должен был наступить момент, когда Тристан взорвется. Зная нрав Тристана, у Альфреда был шанс «заполучить» Сюзанну. И Альфреду оставалось только дождаться того момента, когда он сможет быть с Сюзанной. Это соревнование, манипулирование братом пусть и не осознаваемое.
— Да, тем более что Тристан, а это видно, человек эмоций. Альфред больше владел собой. Более разумно поступал.
— А у меня сопротивление всему, о чем вы говорите. Я не совсем понимаю, почему зовом сердца не может быть… В моем понимании зов сердца – это те чувства и желания, которые мы испытываем. Внутренние. И почему боль от чувства вины не может человека погнать куда-то, ему в этот момент хочется бежать и он бежит. Почему вы это называете реагированием?
— А что это по-твоему? Зов сердца – это когда ты идешь к чему-то, а бегство – это бегство.
— Это в твоем понимании. В моем понимании нет того, что зов сердца – это к чему-то. В моем понимании «зов сердца» – это отклики какие-то. Поэтому я с вами не согласна.
— Эмоциональные отклики на какие-то проявления других людей?
— Любые. Нет… Почему других людей?
— Его обвинял брат, он реагировал.
— Ты считаешь, что если бы Альфред не усиливал в нем чувство вины, он бы его не испытывал?
— Испытывал бы. Но большинство «взбросов» происходило после слов Альфреда.
— Когда ситуация была с теленком Альфреда рядом не было. Тоже было сильное эмоциональное переживание.
— Когда ты находишься в постоянном тлеющем чувстве вины, любая ситуация будет провоцировать усиление этого чувства.
— Я понимаю. Я сейчас не спорю, я пытаюсь разобраться, понять для себя, почему в данном случае… (молчание)
— Я тебя правильно поняла, что любое эмоциональное реагирование ты называешь зовом сердца?
— Ну, вот сейчас я задумалась. (Смеется) Потому что могу дать не правильный ответ. Я не знаю. Когда я вас слушала – это зов сердца, это не зов сердца, потому что это чувство вины, это реакция. И у меня такая буря внутри, что вот зов сердца – это когда ты внутри что-то чувствуешь. Видимо да, для меня зов сердца – это отклик на какие-то эмоциональные переживания.
— Это в твоем понимании так?
— Видимо да.
— В моем понимании это тоже следование своим чувствам. Понимать свои чувства. Жить не только разумом, но и чувствами, внутренними ощущениями.
— А Тристан понимал свои чувства?
— Мне кажется, что нет. В ярости точно не осознавал, что делает. Что-то такое звериное появлялось даже в лице. Он не владел собой.
— Мне кажется, что зов сердца – это когда ты есть. А когда ты охвачен эмоциями и на этом действуешь, то тебя нет. Это реакция. Ну, какой тут зов сердца?
— Зов сердца – это ум? Так что ли?
— Нет, у тебя отклик и тебе хочется изнутри что-то делать. Ты идешь к этому и это делаешь. Но ты не убегаешь от негатива. Ты свободна, ничего не блокируешь «нет-нет, я не хочу слышать».
— А боль это в данном случае негатив что ли?
— У него было чувство вины. Он действовал охваченный эмоциями, решение было принято на эмоциях. Его вели эмоции, а не он сам.
— Но мне почему-то показалось, что это поступок его убегания тоже в какой-то степени был его свободным выбором. Мне показалось, что он понимал, что может своим состоянием нанести непоправимый вред своим близким. И поэтому он выбрал себя отдалить в некоторой степени. И поэтому его это и повело в путь. И никак у меня в голове не укладывается, почему это не зов сердца.
— Но он ничего не делал. Что он делал этим?
— Как не делал? Он путешествовал.
— Да он не путешествовал, он убегал. Курил кокаин какой-то, убивал животных. Я увидела в этом бегство. Пьяный угар какой-то.
— Зов сердца – убить всех животных, которые есть в мире?
— Наверно нет. Не знаю.
— Мы сейчас разбираемся, правильного ответа не существует, никто никому ничего не навязывает. Мы говорим про себя, как каждый из нас понимает ситуацию.
— Вот слушая вас, я поняла, что воспринимала убегания других людей, как чувство свободы. Даже завидовала ем. Оказывается это совершенно не то. Переосмысливание теперь.
— Когда человеку не комфортно с самим собой, он не думает о других и бежит, но бежит в первую очередь от себя. Когда нам плохо, мы вообще способны о ком-то думать?
— Нет.
— А Тристану реально было плохо. А дома ему все напоминало о чувстве вины. Разговор с отцом, когда он про Альфреда сказал. Я напомню:
«Тристан: У Альфреда хорошо, где бы он ни был.
Отец: Только не здесь.
Тристан: Это моя вина.
Отец: Я этого не говорил.
Тристан: Я Сэмюеля не смог привезти живым.
Отец: Не смей так говорить. На то воля божья.
Тристан: Неужели?»
Такие моменты напоминали ему о чувстве вины и вынуждали бежать в надежде, что в другом месте что-то изменится.
— Получается, что если человек заявляет, что ему нужна свобода, человек не может справиться со своими чувствами или в данной ситуации не справляется.
— Да.
— Или чего-то боится, или чувство вины или какие-то эмоции, с которыми не может справиться и заявляет, что ему нужна свобода.
— Совершенно верно.
— Интересно.
— Или ответственность боится на себя взять.
— Если мы говорим про фильм, то чувство вины, желание от него убежать, вынудило Тристана уехать. И помните, что он написал позже Сюзанне? «Я тоже умер».
— Да, и ты свободна теперь, выходи замуж за другого.
— Это бегство привело Тристана к тому, что внутри себя он почувствовал себя мертвым. Проблема не разрешена. Он как себя обвинял, так и обвиняет.
— Он вернулся и все равно до конца не пережил это чувство вины.
— А я вас все-таки не слышу и не понимаю. Нет, я понимаю ваши доводы умом, а внутри не откликается. Я понимаю, что это его эмоции, что это его желание. С одной стороны да, ему все напоминает и усиливает чувство вины. В данной ситуации ему абсолютно логично было бы отстраниться. А с другой стороны получается, что отстраниться – это не логичный поступок. Короче, я не понимаю, я не слышу, о чем вы.
— Но вот из опыта нашей работы вы уже знаете, что чтобы освободиться, необходимо полностью пережить ситуацию. Но этого не произошло и запустилось саморазрушение.
— Может быть, он таким способом и переживал это все? Может быть способом убийства животных он снова и снова себя возвращал туда?
— Или искал свою смерть.
Я еще раз тебя спрашиваю: наши эмоциональные реакции – это зов сердца?
— Если мы находимся в неком гармоничном состоянии, то да. Если мы в состоянии аффекта, то нет.
— А Тристан в каком состоянии находился?
— Не знаю, может быть, я сопротивляюсь, потому что я сама так поступала какое-то время, отстранялась, убегала от всех. Может быть, это попытка оправдать саму себя. Испытывая чувство вины и из-за того, что я испытывала чувство вины, посылала всех далеко и надолго и закрывалась. Может быть вот это. Но сейчас у меня состояние, что подобным образом рассуждая, вы забираете у меня это право оставаться наедине с собой. Вот как для меня это звучит.
— Тристан бежал в первую очередь от себя, а не к себе. Но и он, и ты имели полное право поступать так, как поступали. И то, что он сделал, если мы называем зовом сердца, то возникает вопрос: «Что такое зов сердца?».
— Меня сейчас раздражает ситуация, что мы пытаемся найти формулировку зову сердца.
— Почему тебя раздражает? Если у нас одни понятия, нам проще взаимодействовать. В противном случае нам будет трудно понять друг друга, если под одним словом мы понимаем разное.
— Не знаю. Я просто честно делюсь с вами, что меня это раздражает. Я, как и Тристан, убегаю, поэтому его и оправдываю :-)
Продолжение следует…
============
Если Вас заинтересовала такая форма внутренней работы, приходите на «Посиделки» в Центре «Осознанное внимание».
Более подробная информация о том, как принять в них участие по ссылке http://online.o-vni.ru/2015/06/blog-post.html
Так же Вы можете поделиться своими мыслями и чувствами по поводу данного фильма на форуме Центра «Осознанное внимание» (Общий форум – «Посиделки» в онлайн-гостиной – Фильм Эдварда Звика «Легенды осени») http://ovinfo.ru/forum/posidelki.html
С уважением, Татьяна Ушакова, руководитель Центра «Осознанное внимание».
Часть 1.
Часть 3.
0 коммент. :
Отправить комментарий